Мы в социальных сетях:
    
 
  
 
 
 
 

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК …

Назад

Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам

 

Почему сказки (и песенки, и прибаутки) для самых-самых маленьких так плохо кончаются? Что интересно, у сказок для детей постарше, как правило, конец хороший. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают «жить-поживать». А у младенцев — сплошной «караул!». То Лиса Колобка проглотит, то Теремок развалится, то от Козлика рожки да ножки остаются. Что, наши предки не могли придумать что-нибудь погуманнее или им нравилось детей запугивать? Конечно, нет.

Первые сказки, которые слышат дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, они не для детей, а для их родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если:
-младенца положить на краю;
-оставить без присмотра (или под присмотром ненадежных людей);
-по вашему недогляду «хвостиком заденет» то, чего задевать не полагается;
-положить «остывать на окошке» без надзора;
-сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное) место.

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов по технике безопасности.

МИНИ-ПРАКТИКУМ

Попробуйте сами подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям. Заметите еще много чего интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребенка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, Петух и Лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

А в каких сказках показано, что бывает, когда маленький герой сбежит в незнакомое место? Какие советы и предостережения даются в них?

Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете, почему? Возможно, потому, что много раз и по-разному повторенное хорошо откладывается в голове?

Может быть, вот так, рассказывая и читая сказки и проживая вместе с ребенком разные ситуации, мы тоже узнаем что-то новое о себе? Возможно, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят на какой-то иной уровень, и рассказывают о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.

НЕ УБЕГАЙ   ЗА «КРАЙ»

У маленьких детей воображение еще спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого Колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченным» и «умереть» — одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а Козлик исчез; так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживают ритмика речи, интонации. Но ваш голос настораживает! И маленький ребенок сначала смутно, потом все яснее и четче осознает: что-то тутне так. Ребенок вслушивается и что-то откладывается в его памяти. Постепенно он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения — правила безопасности. Заранее, до того как придет пора пугаться. Причем важная для малышей информация подается в самой доступной форме — в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, усвоил бессознательно, останется с ним на всю жизнь.

В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впи­тывает ее буквально с молоком матери.

Все мамы во все времена поют своим малышам колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...» Слушая, малыш осваивает важнейшее для него понятие — что такое «край».

«Край» — это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. За нимнаходится чужая «земля», на которую вторгаться нельзя. Там — «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» и с ними ничего не случится, а младенцы должны быть в «серединке», месте освоенном и охраняемом. Коляска, пеленальный столик, кроватка, мамины/папины руки — вот безопасное место для малыша. В доступной форме ему объясняется, что «край» — это та граница, за которой все чужое, неведомое, и почему туда ходить одному нельзя. И какая там подстерегает опасность, как ее избежать.

Поэтическая форма помогает ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия: «край», «свое, надежное» — «чужое, опасное».

Конечно, со временем «своя» территория начнет расширяться. Сначала — до размера комнаты, потом — квартиры, «своего» двора... К году малыш встанет и пойдет. Но, приближаясь к границе «своего» пространства (к «краю»), он насторожится, так как уже усвоил, что новое обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».

Ну а что случится, если все-таки зайдешь за «край»? И об этом он уже знает. Например, из песенки про серенького Козлика, которому вздумалось «в лес погуляти». (Да-да, «остались от Козлика рожки да ножки».) Или из истории про Колобка...

Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами. Да и сами они удивительно похожи на Колобка: также наивны, доверчивы и самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей) прошел без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам — вот чему мы можем научить благодаря Колобку.

В сказке все объяснено. Ваша задача лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Малыши «срисовывают» отношение к чему или кому-либо с родителей (как мама/папа, так и я). Вот и покажите свое отношение к поступкам беспечного героя. Но — обратите внимание! — Колобка не надо осуждать. Это отличный пример для нас; мы не корим ребенка, а можем лишь осудить его поступок и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребенку понять, в чем ошибка Колобка и как надо было поступить, чтобы Лиса его не проглотила.

Помните: сказки, напевки, колыбельные для младенцев — это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.

ПРАКТИКУМ-1 Рассказывая малышу сказку:

1.Прокомментируйте то, о чем вы повествуете.
Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» — вот и ясно ваше отношение к поступку Колобка.

2.   Задайте малышу вопросы.

  Почему же убежал Колобок? А можно ли было убегать
одному в лес (вот он снова основной мотив: чужой, чуждый и
опасный, неизвестный «край»). С кем Колобок встретился, от
кого убежал? А кто его перехитрил? Почему пропал Колобок?
(Потому что нарушил запрет, пошел один. А разве можно
уходить одному?)

3.   Для детей постарше.

Обратите внимание малыша на то, что встречались Колобку и хорошие звери... Жаль, что он доверился симпатичной хитрой Лисе... (Все как у нас в жизни, не правда ли?)

  Как правильно надо было поступить? Остаться на
окошке? Или позвать с собой в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию)?А еще? (Не слушать Лису, этот зверь такой хитрый...)

Если ваш малыш еще не умеет говорить, все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как будто рассуждаете вслух. Это отличный способ акцентировать внимание. Например, после рассказа о встрече с Зайчиком скажите: «И почему же Колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а Колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, Колобок!» Или можно так: «Ну разве можно подходить к незнакомой Лисе? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что...»

Говорите кратко и ясно (как в сказке). И не ругайте Колобка. Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка («Наша Катя умница, она не убегает одна... Катя будет слушать Лису? А песенки ей петь?»)

Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его в том, что ребенка предупреждают: прежде чем пойти куда-то, надо как следует подумать, подготовиться, а еще лучше взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам: «Не будь, малыш, самонадеян — всегда найдется кто-то хитрее тебя».

Конечно, делаете вы это все не за один раз. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и пользуйтесь этим. Когда «поайкайте», когда просто покачайте головой. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет коммен­тировать безрассудные действия Колобка и давать «спасательные» советы.

Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее вол­шебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок, будете учить, когда он подрастет. Сейчас ваша задача — заложить фундамент безопасности. Будет он крепкий — и здание (знание!), возводимое на нем, не рухнет.

Побеседовать о Волчке и Колобке не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой теме. Просто вспомните вместе с ним другие народные сказки.

А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых? Кто не послушался и попал в беду? А что надо было сделать этому герою? Кто его/ее спас? Как бы ты поступил на его/ее месте?

«Как ты думаешь?» — очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спроса, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы — убегай.

Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мо­раль, и не одна, из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведе­ния) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет предыдущую, освещает какую-то но­вую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

ПРАКТИКУМ-2

Сказка — выручалка. Многие родители переживают, что не могут уделить ребенку достаточно внимания: то работа, то домашние дела отнимают время. И тут вас выручит сказка. Вы можете прекрасно провести время с сыном или дочкой, когда ваши руки заняты, а голова свободна. И поиграть, и попутно обсудить важные вещи, а заодно и проверить, как ваше дитя усваивает правила безопасности. А чтобы убедиться (убедить себя!), что это действительно так, прямо сейчас вспомните сказку, которую любите вы и любит ваш ребенок. Запишите название.

Теперь подумайте и решите, какие правила безопасности поможет она вам пройти. И как вы это будете делать. Запишите. И дополните ваши записи после того, когда прочтете эти рекомендации. Что вам осталось? Выполнить все, что вы придумали и наметили.

Русский

Расписание звонков

В будние дни

 1 час2 час
108:45 - 09:30   09:35 - 10:20
210:30 - 11:1511:35 - 12:20
313:00 - 13:4513:50 - 14:35
414:45 - 15:3015:35 - 16:20

В субботу

 1 час 2 час
109:00 - 09:45   09:50 - 10:35
210:45 - 11:3011:35 - 12:20
312:30 - 13:1513:20 - 14:05
414:15 - 15:0015:05 - 15:50
Яндекс.Метрика