Современное общество переживает процесс, в ходе которого формируются качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этих условиях на передний план выступают вопросы подготовки будущих специалистов, которые будут занимать определенные должности на этих предприятиях, их профессиональной компетентности, инициативности, гибкости, способности адаптироваться к процессу производства. Решить все эти вопросы можно только на основе функционирования эффективной, учитывающей все тенденции мирового развития, системы образования в комплексе с помощью предприятий в подготовке будущих специалистов.
Качество подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях находится в прямой зависимости от глубины полученных учащимися знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков, полученных знаний в процессе производственного обучения и производственной практики, в том числе на предприятиях. Предприятия, в свою очередь, играют одну из главных ролей в подготовке и быстрой адаптации учащихся, специалистов. В настоящее время мы все больше сталкиваемся с такой проблемой, что на предприятиях и фирмах предпочтение отдается работникам, имеющим опыт работ, нежели новоиспеченным выпускникам, имеющим усовершенствованные знания, но, к сожалению, не умеющие применять их на практике. Важной формой в подготовке и становлении будущего специалиста являются учебная и производственная практики, призванные обеспечить формирование практических навыков работы будущих специалистов, закрепить полученные теоретические знания.
Почему же так нужна и эффективна производственная практика? В ходе работы на предприятии учащийся имеет возможность увидеть и ознакомиться с будущим местом работы изнутри.
Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:
- обучающую – актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование навыков, умений;
- развивающую – развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативные и психологические способности;
- воспитывающую – формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;
- диагностическую – проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности.
Вот что говорят учащиеся нашего колледжа, проходящие в данный момент технологическую практику на предприятиях Могилева (гр.ЭП-378, ОАО «Могилевхимволокно»): «В этом году мне лично и другим учащимся выдалась возможность на себе испытать значимость производственной практики. Для каждого из нас, как и для меня, это был шанс получить нужный опыт в области своей специальности. Технологическая практика стала для нас обеспечением связи теоретических знаний с практическими навыками, умением применять данные знания для решения конкретных задач, развитием профессионального сознания и профессионально значимых качеств. Мы ознакомились с производством и деятельностью организаций. Моя точка зрения такова, что технологическая практика является, несомненно, большим вкладом в подготовку будущих специалистов и очень эффективна в процессе предстоящей адаптации специалистов на предприятии. Кроме того, это реальный шанс повысить разряд до 4-го и, отправляясь на собеседование ощущать себя более уверенно».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правильная организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.