Промежуточный отчет экспериментальной деятельности
по проекту
«Разработка и апробация компетентностно-ориентированной методики оценки уровня профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента»
1. Руководитель проекта
Беляева О.А., старший преподаватель кафедры ТПО факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
2. Цель проекта
Апробация методики и инструментария оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента в деятельности аттестационной комиссии в процессе аттестации на присвоение квалификационных категорий, анализ и обобщение полученных результатов и оценка эффективности экспериментального проекта
3. Задачи проекта
Создание организационных и материально-технических условий для проведения экспериментальной деятельности в учреждении образования «Могилевский государственный политехнический колледж»;
апробация разработанного диагностического инструментария оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента в Googleформах, сводных таблицах Excel, OnlainTestPad;
анализ и дополнение источников информации для оценки педагогической деятельности аттестуемого и выполнения им обобщенных трудовых функций;
экспериментальная апробация компетентностно-ориентированной методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента в процессе аттестации педагогических работников колледжа на присвоение квалификационных категорий на основе разработанного диагностического инструментария;
анализ и обобщение результатов мероприятий экспериментальной деятельности в соответствии с критериями и показателями эффективности и подготовка материалов для методических рекомендаций по использованию полученных результатов в деятельности аттестационных комиссий учреждений образования.
4. Сроки реализации проекта
Сентябрь 2024 г. – апрель 2025 г.
5. Количество участников проекта (учащиеся, педагогические работники)
Члены аттестационной комиссии (13 человек), педагогические работники, проходящие процедуру аттестации на присвоение квалификационной категории (5 человек), руководители структурных подразделений (10 человек), учащиеся (120 человек).
6. Основные результаты деятельности
Краткое изложение проведенных исследований
Одним из первых этапов экспериментальной деятельности стало проведение обучающего семинара с членами аттестационной комиссии, основным содержанием которого было определено:
ознакомление с целью и задачами экспериментального проекта;
изучение профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29.12.2023 №56, для должности преподавателя;
ознакомление с разработанными в процессе экспериментального проекта Методическими рекомендациями по оценке профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента при проведении аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий;
обсуждение этапов аттестации педагогических работников с использованием разработанного инструментария для оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента.
Следующим этапом экспериментальной деятельности стал анализ членами аттестационной комиссии источников, используемых для получения информации о качестве выполнения аттестуемым трудовых действий, предусмотренных профессиональным стандартом «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования», для должности преподавателя. Предложения и необходимые коррективы вносились членами аттестационной комиссии после анализа профессиональных достижений каждого аттестуемого, учитывались результаты совещаний, проводимых руководителем проекта, на которых обсуждались данные вопросы. В целом, источники информации о выполнении преподавателем обобщенных трудовых функций (ОТФ) 01 «Научно-методическое обеспечение ПТО, ССО», 02 «Реализация процесса теоретического обучения по образовательным программам ПТО, ССО» достаточно ясно определены, однако, дальнейшей проработки требует определение источников информации о выполнении ОТФ 04 «Реализация воспитательной работы», ОТФ 05 «Совершенствование образовательного процесса и собственной педагогической деятельности».
На основании требований ОТФ, определенных профессиональным стандартом «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования», для должности преподавателя был разработан цифровой инструментарий для оценки профессионального мастерства преподавателя членами аттестационной комиссии при аттестации на присвоение/подтверждение квалификационных категорий:
карта анализа учебного занятия членами аттестационной комиссии (с помощью цифровых инструментов Google Формы, Online Test Pad);
оценка уровня профессионального мастерства преподавателей (с помощью цифровых инструментов Google Формы, Online Test Pad);
анкета для выявления мнения учащихся о работе преподавателя (с помощью цифрового инструмента Google Формы).
В процессе использования данных инструментов оценки профессиональной деятельности педагогов выявились недостатки и преимущества их применения, которые послужат ориентиром для их дальнейшего усовершенствования. К разработанным нами анкетам, созданным в GoogleФормах, привязана Google таблица, в которой отражаются сводные данные результатов оценки деятельности преподавателя всеми членами аттестационной комиссии с подсчетом общего балла. Поэтому ещё одним аспектом, требующим дальнейшей проработки, определилась апробация инструментария, разработанного с помощью сводных таблиц Excel.
При проведении аттестационных мероприятий был определен порядокиспользования цифровых инструментов для оценки профессионального мастерства преподавателей:
карта анализа учебного занятия рассылалась членам аттестационной комиссии сразу после допуска претендента к аттестации для своевременной оценки учебных занятий и открытого учебного занятия в период изучения педагогической деятельности аттестуемого;
анкетирование учащихся для выявления мнения о работе преподавателя осуществлялось методистом в течении всего периода изучения педагогической деятельности аттестуемого;
анкету для оценки профессионального мастерства преподавателей предлагалось заполнить после того, как аттестуемый предоставил аттестационные материалы (за 1 месяц до предполагаемой даты аттестационного собеседования), так как ее заполнение требует анализа конкретных документов.
Кроме того, анкету оценки профессионального мастерства предлагалось заполнить самим аттестуемым для выявления разногласий в оценках и определения возможных путей устранения недостатков. Таким образом, к заседанию аттестационной комиссии и члены аттестационной комиссии и аттестуемые подходили с конкретными вопросами, предложениями и рекомендациями по усовершенствованию педагогической деятельности.
Еще одним из актуальных направлений экспериментальной деятельности стало приведение структуры портфолио, используемой в колледже, в соответствие с требованиями профессионального стандарта.
Перечень разработанных материалов и результаты их апробации
Карта анализа учебного занятия членами аттестационной комиссии
Данный инструмент оценки деятельности аттестуемых преподавателей позволяет проанализировать информацию для заполнения анкеты оценки уровня профессионального мастерства преподавателей, в частности тех вопросов, которые касаются непосредственного выполнения ОТФ 02, ОТФ 03, ОТФ 04.
Из положительных результатов можно выделить следующие: простота и удобство заполнения; быстрота обработки результатов и их наглядность; возможность заполнения с мобильного телефона в процессе посещения учебного занятия; выбор формы анкеты в зависимости от приоритетов членов аттестационной комиссии; полная и глубокая оценка учебного занятия; уровневая оценка в целом совпала с традиционной для колледжа оценкой учебного занятия.
Анкета оценки уровня профессионального мастерства преподавателей
Анкета содержит подробные критерии оценки трудовых действий преподавателя, входящих в ОТФ 01 «Научно-методическое обеспечение ПТО, ССО», 02 «Реализация процесса теоретического обучения по образовательным программам ПТО, ССО», ОТФ 03 «Реализация производственного обучения, учебной и производственной практики по образовательным программам ПТО, ССО», ОТФ 04 «Реализация воспитательной работы», ОТФ 05 «Совершенствование образовательного процесса и собственной педагогической деятельности». Однако, в дальнейшем целесообразным будет создание анкет к конкретным аттестуемым, т.к. не все преподаватели являются кураторами учебных групп (хотя воспитательную функцию в обучении нельзя игнорировать) или руководителями практики.
По результатам апробации данного продукта у нас возникла необходимость корректировки формулировок некоторых вопросов с точки зрения их соответствия вариантам ответов, исключения повторений, стилистического «упрощения» и т.д. Рассматривается вопрос создания четырех отдельных вариантов экспертной оценки:
для преподавателей;
для преподавателей, назначенных кураторами учебных групп;
для преподавателей, осуществляющих проведение учебной и производственной практик;
для преподавателей, осуществляющих кураторскую деятельность и руководство учебной и производственной практиками.
По результатам апробации оценки деятельности аттестуемого преподавателя в GoogleФормах можно выделить положительные стороны: достаточно объективная оценка деятельности преподавателя (результат немного ниже, чем оценка, которая давалась до проведения эксперимента); используемые критерии позволяют полно и глубоко оценить деятельность преподавателя; удобство в использовании данного инструмента; наглядность и быстрота обработки полученной информации; повышение активности членов аттестационной комиссии.
Анкета для выявления мнения учащихся о работе преподавателя
С помощью анкеты было опрошено более 120 учащихся о деятельности трех преподавателей. Результаты апробации: учащиеся легко, без проблем отвечали на вопросы; в сравнении с оценкой деятельности членами аттестационной комиссии расхождения минимальны, т.е. можно говорить об объективности результатов анкетирования; однако, при обработке результатов возникла необходимость в более адаптированной формулировке вопросов для учащихся.
Практическое значение полученных результатов
В результате реализации мероприятий экспериментальной деятельности на основании анализа документов, наблюдения и отзывов субъектов и объектов аттестационного процесса, можно сделать вывод об их практической значимости.
Во-первых, изменение процедуры оценивания профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента позволило снизить затраты времени на подготовку и проведение аттестационных мероприятий и повысить эффективность оценивания.
Во-вторых, разработанные процедуры оценивания профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента отличаются объективностью и прозрачностью и не противоречат «устоявшемуся» в учреждении образования алгоритму аттестации. Это послужило основой для повышения уровня мотивации преподавателей учебных предметов профессионального компонента к повышению уровня профессиональной квалификации.
В-третьих, разработка и использование нетрадиционных форм оценивания профессионального мастерства обеспечило рост творческой активности преподавателей учебных предметов профессионального компонента и членов аттестационной комиссии, а также улучшение психологического микроклимата в учреждении образования.
Однако, есть необходимость более «глубокой» и детальной проработки разработанных продуктов и создания форм в других цифровых решениях; более тщательной формулировки вопросов и определения источников информации для ответов, а это возможно только при накоплении информации в процессе аттестации большего количества преподавателей.
Разработанные материалы
Карта анализа учебного занятия членами аттестационной комиссии
Оценка уровня профессионального мастерства преподавателей
Анкета для выявления мнения учащихся о работе преподавателя
7. Выводы:
программа календарного плана экспериментальной деятельности выполнена в полном объеме;
разработанные материалы соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29.12.2023 №56, для должности преподавателя;
реализована экспериментальная апробация компетентностно-ориентированной методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента в процессе аттестации педагогических работников колледжа на присвоение квалификационных категорий на основе разработанного диагностического инструментария в Googleформах, OnlainTestPad;
есть необходимость в продлении экспериментального проекта на 1 год, т.к. необходимы более глубокая и детальная апробация разработанных продуктов и создания форм в других цифровых решениях; определение более точных формулировок вопросов и определение источников информации для ответов, а это возможно только при накоплении информации в процессе аттестации большего количества преподавателей.
В 2025-2026 учебном году
на базе колледжа будет реализовываться экспериментальный проект
«Апробация модели образовательного процесса в колледже с использованием технологий искусственного интеллекта»
Руководитель проекта
Горбатюк В.А.,
и.о.заведующей кафедрой технологий профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
Сроки реализации проекта
Сентябрь 2025 г. – июнь 2027 г.