ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Апробация SMART-среды в качестве модели организации образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» (2020-2024)
Руководитель проекта: начальник информационно-аналитического центра профессионального образования УО «Республиканский институт профессионального образования» Рачицкий С.В.
Разработчики:
Козлов Сергей Николаевич, директор учреждения образования «Могилевский государственный политехнический колледж»;
Федоськова Маргарита Михайловна, заместитель директора по учебной работе учреждения образования «Могилевский государственный политехнический колледж»;
Дунаева Татьяна Александровна, методист учреждения образования «Могилевский государственный политехнический колледж».
Описание структуры и содержания апробируемой учреждением образования «Могилевский государственный политехнический колледж» экспериментальной модели в 2023/2024 учебном году
Основной целью экспериментальной деятельности в 2023/2024 учебном году является научно-методическое обеспечение, актуализация в образовательном процессе средств обучения на основе использования SMART-технологий при организации образовательного процесса по учебным предметам профессионального компонента учебных планов по специальностям, наполнение и систематизация единой электронной образовательной среды в учреждении образования, анализ и обобщение полученных результатов и оценка эффективности экспериментального проекта.
Для реализации экспериментальной деятельности продолжит свою работу творческая лаборатория педагогов «Разработка элементов научно-методического обеспечения для внедрения в образовательный процесс технологии программированного обучения и SMART-среды», объединяющая педагогов цикловых комиссий общепрофессиональных предметов, электротехнических предметов, специальных предметов специальностей в области машиностроительного производства и программного обеспечения информационных систем. Основными задачами работы творческой лаборатории в текущем учебном году остаются разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса (электронные средства обучения и соответствующее программное обеспечение) с использованием технологии программированного обучения и SMART-технологий. Особое внимание будет обращено на создание методических рекомендаций по проведению лабораторных и практических занятий с применением разработанных электронных средств обучения и разработку электронных учебно-методических комплексов. Разработанные продукты и методические рекомендации по их использованию будут размещаться в созданной единой электронной образовательной среде колледжа (Гугл-диск), что позволит сделать их более доступными и применимыми в образовательном процессе.
Работа творческой лаборатории будет сопровождаться обучающими педагогическими семинарами и семинарами-практикумами.
Созданные в процессе экспериментальной деятельности элементы научно-методического обеспечения будут продолжать внедряться в образовательный процесс, что позволит определить возможность создания устойчивой мотивации учащихся к получению знаний, повышения их познавательной активности на учебных занятиях, повышения качества обучения и качества организации образовательного процесса в целом.
Реализация экспериментального проекта продолжит осуществляться при организации образовательного процесса в учебных группах колледжа, которые перешли к освоению учебных предметов профессионального компонента учебных планов (2 - 4 курсы). В контрольных группах образовательный процесс организуется с использованием электронных обучающих средств по технологии программированного обучения.
Эффективность внедрения результатов экспериментальной деятельности в соответствии с критериями будет оцениваться в процессе анализа мониторинга качества обучения и результатов учебной деятельности учащихся экспериментальной и контрольной групп, наблюдений и опросов заинтересованных участников.
По результатам экспериментальной деятельности будет проведен анализ и дана оценка эффективности ее мероприятий. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий SMART-среды будет обобщен и представлен в виде методических рекомендаций, в содержание которых войдут различные аспекты результатов экспериментальной деятельности (материальные и научно-методические условия для организация SMART-среды в учреждении образования, требования к компетенциям педагогических работников и учащихся, методические рекомендации по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе и др.).
Задачи экспериментальной деятельности учреждения образования «Могилевский государственный политехнический колледж» в 2023/2024 учебном году:
создание организационных и материально-технических условий для проведения экспериментальной деятельности;
разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса на основе использования технологии программированного обучения и SMART-технологий в соответствии с учебными планами и учебными программами
для реализации образовательных программ среднего специального образования по специальностям 2-36 01 56 «Мехатроника», 2-36 01 33 «Эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования» и
2-53 01 31 «Техническое обслуживание технологического оборудования и средств робототехники в автоматизированном производстве»;
актуализация разработанных средств обучения в образовательном процессе учебных групп, осваивающих учебные предметы профессионального компонента учебных планов;
проведение мониторинга качества обучения и результатов учебной деятельности учащихся;
наполнение единой электронной образовательной среды учреждения образования;
оценка эффективности экспериментального проекта;
разработка методических рекомендаций по внедрению результатов экспериментального проекта в практику работы учреждений профессионального образования.
Экспериментальная деятельность будет осуществляться в соответствии с разработанной моделью и сопровождаться анализом нормативных правовых актов, теоретических исследований и методических рекомендаций по теме проекта.
Модель экспериментальной деятельности в 2023-2024 учебном году
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ,
РАЗРАБОТАННЫЕ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Элемент научно-методического обеспечения
|
Образовательная область
|
Разработчик
|
Наполнение
|
Ссылка
|
Обучающе-тестирующая программа
|
Учебные предметы «Гибкие производственные системы», «Гидропневмоавтоматика»
Тема «Промышленные роботы»
|
Гурецкая Е.В.
Сычевич М.В.
Попкова Ю.А.
|
Режим обучения: теоретический материал, видеоматериалы
Режим тестирования: промежуточное тестирование
Режим проведения расчётов: характеристик гидронасоса, гидромотора, гидроцилиндра
Режим просмотра результатов
|
|
Обучающая мобильная программа
|
Учебный предмет «Цифровая и микропроцессорная техника»
Тема «Регистры»
|
Шамбалова А.Л.
|
Теоретический материал
Задания для самопроверки
Уточняющая информация
Указания по работе с кадрами программы
|
|
Программа-тренажёр
|
Учебный предмет «Цифровая и микропроцессорная техника»
Тема «Тригеры»
|
Шамбалова А.Л.
|
Теоретический материал
Задания для самопроверки
Уточняющая информация
Указания по работе с кадрами программы
|
|
Тесты
|
Учебный предмет «Основы технической механики»
темы «Сила трения», «Подшипники качения», «Подшипники скольжения», «Валы и оси», «Зубчатые передачи», «Общие сведения о механических передачах»
|
Косачева Д.А.
|
Тесты на оглайн-сервисах MyQuiz, Quizizz
|
|
Презентация
|
Учебный предмет «Основы инженерной графики»
темы «Изображение в аксонометрических проекциях плоских фигур», «Изображение круга в плоскости»
|
Косачева Д.А.
|
Презентация PowerPointс последовательным динамическим построением чертежей
|
|
Программа для текущего контроля знаний
|
Учебный предмет «Основы инженерной графики»
|
Косачева Д.А.
|
Викторина PowerPoint «Давай вспомним!»
|
|
Электронное учебное пособие
|
Учебная дисциплина «Основы инженерной графики «
Тема «Виды, разрезы, сечения»
|
Костикова Н.А.
Попкова Ю.А., Денисовец Д.А.
|
Теоретический материал с иллюстративным материалом, значительным количеством трехмерных моделей и анимационных видеороликов
Индивидуальные задания для выполнения графических работ и последовательность их выполнения
Кроссворд в виртуально-письменном формате
Обучающая игра
|
|
Интерактивная игра
|
Учебный предмет «Инженерная графика»
Тема «Геометрические тела»
|
Костикова Н.А.
|
Интерактивная игра на онлайн-сервисе Baamboozle.com
|
|
Keller «Мультимедиа Имитатор PALplus» (виртуальная обучающая среда)
|
Учебный предмет «Программирование для автоматизированного оборудования»
Лабораторные работы
Практические работы
|
Федоськова М.М.
|
Проектирование технологических процессов без непосредственного контакта с реальным оборудованием с максимальной имитацией реальных условий.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ,
Тесты для промежуточного и итогового контроля
|
|
Обучающе-тестирующая программа
|
Учебный предмет «Немецкий язык»
Тема «Искусство»
|
Костерова И.Н., Попкова Ю.А., Денисовец Д.А.
|
Интерактивная игра, содержащая изображения, видео- и аудиоматериалы и тестовые задания
|
|
Обучающая программа
|
Учебный предмет «Английский язык»
Тема «Наука и техника»
|
Валюженич М.А.
|
Практические задания на отработку лексико-грамматического материала по блокам
|
|
Интерактивные тесты
|
Учебный предмет «Физика»
|
Печоро Е.Г.
|
Авторские тесты на сайте Videouroki.netс использованием QR-кодов
|
|
Обучающе-тестирующая программа
|
Учебный предмет «Теория вероятностей и математическая статистика»
|
Острошапкина С.Ю.,
Попкова Ю.А.
|
Теоретический материал
Тесты с оцениванием
Дополнительные задания (кроссворды и решение задач)
Справочные материалы
|
|
Обучающая программа
|
Учебный предмет «История Беларуси»
Тема «Религиозные представления и духовная культура древнего населения Беларуси»
|
Грудинов А.Г., Базанова А.Д.
|
Теоретический материал
Изображения
Табличный материал
|
|
Тесты
|
Учебный предмет «Всемирная история»
Темы «Вторая мировая война», «Великая Отечественная война»
|
Якушенко Н.Г.
|
Тесты в программе PowerPoint
|
|
Электронный учебно-методический комплекс
|
Основы цифровой техники
|
Шамбалова А.Л.
|
Разработан в программе Mindjet_MindManager:
Вспомогательный раздел
Теоретический раздел
Практический раздел
Раздел контроля знаний
|
|
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по учебной дисциплине «Инженерная графика»
по теме «Виды, разрезы, сечения»
Обучающе-тестирующая программа «Промышленные роботы»
по учебным дисциплинам
«Гибкие производственные системы» и «Гидропневмоавтоматика»