Мы в социальных сетях:
    
 
  
 
 
 
 

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ

4 октября 2018 15:59Назад
Проблема адаптации молодых специалистов в новом коллективе
 
   Выпускники колледжа или ВУЗа, впервые начав работать, могут сразу же столкнуться с множеством проблем. Меняется вся их жизнь, если раньше помимо обязанности учиться, вовремя сдавать зачеты и экзамены на положительные оценки, у них не было проблем как таковых, то с выходом на работу кардинально трансформируется вся их жизнь: распорядок дня, характер деятельности, круг общения.
   Естественно, для молодого человека такая ситуация является стрессовой. На профессиональное развитие личности оказывают решающее влияние первые годы работы, которые могут определить всю дальнейшую карьеру специалиста.
   В настоящее время множество студентов начинают работать уже на 4-м, 5-м курсе, таким образом, можно сказать, что профессиональная адаптация начинается еще до получения диплома.
   Специалисты выделяют, по крайней мере, четыре этапа адаптации молодых специалистов в новом коллективе.
   Первый этап приходится на старшие курсы ВУЗа или колледжа. В это время на молодого специалиста оказывают влияние сразу двух факторов – социокультурной среды учебного заведения и внешней профессиональной среды. В данной ситуации важно, чтобы у студента было сформировано достаточно адекватное представление о будущей профессии, чтобы погружение в нее не было неприятной неожиданностью и не оказало бы негативное влияние на желание продолжать работу по специальности в будущем. Неадекватное представление о характере будущей деятельности, сформировавшееся у студента под влиянием знаний, полученных в ВУЗе или колледже, или общественного мнения, делает его неподготовленным к возможным трудностям. Большинство студентов не имеют реального представления о будущей профессии, именно поэтому так велико выпускников, работающих не по специальности, полученной в ВУЗе или колледже. Чтобы избежать такой ситуации студенту нужно очень внимательно отнестись к производственной практике, прохождение которой предусматривается учебным планом, стараясь глубже вникнуть в рабочий процесс.
Второй этап адаптации приходится на первый год работы молодого специалиста. Он интегрируется в организационную среду предприятия, усваивает практические знания и навыки. Этот период считается успешно пройденным, если человек в его конце чувствует себя частью коллектива и успешно выполняет должностные обязанности, не вступает в конфликт с другими членами коллектива, пользуется доверием сослуживцев.
   Третий этап адаптации происходит на втором году работы. Увеличивается профессиональный опыт, происходит дальнейшее погружение в коллектив. Молодой специалист принимает окончательное решение по поводу продолжения работы по выбранной специальности или на данном месте. У него начинает формироваться представление о будущей карьере, о путях профессионального роста в данном конкретном коллективе. Показателем эффективности адаптации на данном этапе могут служить проявление молодым специалистом инициативы, величина его собственного вклада в общее дело, приобретение новых навыков, самосовершенствование.
   Четвертый этап приходится на третий год работы. Он характеризуется глубокой вовлеченностью специалиста в профессию и коллектив. Показателем эффективности на данном этапе может служить профессиональное признание специалиста в коллективе, полностью самостоятельное выполнение своих обязанностей без контроля наставника или начальства.
   Какие проблемы могут возникнуть у молодого специалиста на новом месте работы? Если для профессиональной адаптации необходим опыт и время, а также желание самого человека работать, то для психологической адаптации в коллективе очень важен внутренний психологический климат. Существует множество стереотипов в отношении молодых сотрудников. Сотрудники с большим опытом работы, а особенно значительно старше по возрасту часто не воспринимают молодого специалиста как равноправного сотрудника, обладающего равными с ними правами. Зачастую они требуют от своих более молодых коллег простого выполнения обязанностей, подчинения, не приемлют проявления инициативы и творческого начала. В этой ситуации вчерашнему студенту не стоит отчаиваться и списывать все трудности только на межпоколенческий конфликт. Необходимо заработать себе репутацию ответственного сотрудника, быстро и с успехом овладевшего всеми профессиональными компетенциями, проявляющего искренний интерес к делу. Это должно произвести впечатление на старших коллег. Не стоит сразу же противопоставлять себя коллективу, необходимо внимательно слушать сослуживцев, не стесняться просить помощи и совета, ведь многому можно научиться только у них.
   Немаловажным в процессе психологической адаптации является отношение со стороны руководства. Если спустя непродолжительное количество времени начальство доверит вам самостоятельный участок работы или поручит ведение собственного проекта, важно не упустить полученный шанс и со всей ответственностью подойти к решению задачи. Положительный опыт решения самостоятельных задач не только повысит самооценку сотрудника, но и поднимает его авторитет в коллективе. Но вместе с тем, не стоит брать на себя слишком много сразу. Тем более, слишком большое доверие со стороны руководства может создать негативный имидж молодому специалисту в коллективе.
   Назначение куратора из числа более опытных сотрудников несомненно облегчит как профессиональную, так и психологическую адаптацию молодого специалиста.
   Немаловажным в процессе вливания коллектив будет внешнее впечатление о человеке, а именно его облик, манера общения, улыбка, одежда.
 
Составлено по :
Русский

Расписание звонков

В будние дни

 1 час2 час
108:45 - 09:30   09:35 - 10:20
210:30 - 11:1511:35 - 12:20
313:00 - 13:4513:50 - 14:35
414:45 - 15:3015:35 - 16:20

В субботу

 1 час 2 час
109:00 - 09:45   09:50 - 10:35
210:45 - 11:3011:35 - 12:20
312:30 - 13:1513:20 - 14:05
414:15 - 15:0015:05 - 15:50
Яндекс.Метрика